МОАУ"СОШ №5 с. Пригорное"
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Вход
Наши новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетившие сайт за текущий день

Социально-психологическая адаптация ребенка к школе

Адаптациямногофакторный процесс включения ребенка в новые для него условия школы, в новую систему требований и контроля, в новый коллектив.

Представляет собой:

а) процесс активного приспособления;

б) систему качеств личности, умений, навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности.

УРОВНИ АДАПТАЦИИ

Высокий Средний Низкий
1. Положительное отношение к школе.

Прилежание.

Внимательность.

Выполнение поручений учителя.

1. Посещение школы не вызывает отрицательных переживаний.

Выполнение поручений при контроле учителя.

1. Отрицательное отношение к школе.

Частые нарушения дисциплины, жалобы на здоровье.

2. Учебный материал усваивается легко 2. Учебный материал понимает при хорошем изложении учителя. 2. Учебный материал усваивается фрагментарно.

Требуется помощь учителя.

3. Занимает благоприятное положение в классе 3. Дружит со многими одноклассниками. 3. Близких друзей нет. Знает не всех одноклассников

Для того, чтобы период адаптации к школе проходил у ребенка относительно легко, важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими, отсутствовали конфликтные ситуации и у самого ребенка был благоприятный статус в группе сверстников.

На адаптацию ребенка в школе влияет:

ПОЗИТИВНО НЕГАТИВНО
1. Адекватность самооценки 1. Неправильные методы воспитания в семье
2. Своевременность перехода от игры к учению 2. Функциональная неготовность к обучению в школе
3.  Правильные методы воспитания в семье 3. Неудовлетворенность в общении со взрослыми
4.  Психологическая готовность к школе 4. Отсутствие навыков общения со сверстниками
5. Благоприятный статус в группе сверстников и др. 4. Неадекватное осознание своего положения в группе сверстников

Чем родители могут помочь своему ребенку в сокращении адаптационного периода к школьному обучению:

  1. Помогать переориентации ребенка с позиции дошкольника на позицию школьника:
  • Ø Усиливать личностный смысл обучения в школе;
  • Ø Ставить познавательные задачи перед ребенком.
  1. Стимулировать обмен информацией с одноклассниками, общение в целях создания детского коллектива: взаимораскрытие повышает уровень доверия между учениками.
  2. Способствовать созданию интереса у ребенка к своей личности. Он должен видеть возможность самореализации.
  3. Разъяснять, что каждый ученик имеет право на ошибку при освоении нового. Ошибки преодолевает тот, кто этого желает, кто настойчив и трудолюбив.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА

Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, – это ваше внимание.

Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощае­тесь с ним у дверей школы.

Одна внимательная мама обратила внимание, что дочь в своих рассказах о школе избегает говорить о других детях и иг­рах на переменах, при том что об уроках и учителях дочка рас­сказывала «взахлеб». Разговор с учительницей серьезно помог. Оказалось, что три четверти детей вместе ходили в детский сад и привыкли друг к другу, не очень охотно включая в игры дру­гих, незнакомых детей. Помогла очень простая вещь: учитель­ница устроила «вечер знакомств», на котором все дети переме­щались, делали маленькие доклады о своих одноклассниках и играли в общие игры. Уже через неделю «новенькие» дети пол­ностью влились в коллектив.

Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.

Спросите любого знакомого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы скорее всего услышите, что она самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая…

Для первоклассника учительница становится одним из са­мых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе учи­тельница нередко затмевает и маму, и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка и не ревновать. Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте по­мощь, проявляйте активность. В классе с активными родителя­ми, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов.

Даже если лично у вас как родителей есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и ав­торитетом учителя. Очень вредны негативные или неуважитель­ные высказывания о школе и учителях «в семейном кругу»; это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подор­вет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии ме­жду важными для него взрослыми людьми.

Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку.

Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почув­ствует, что бояться школы просто не нужно.

Одна бабушка плакала, собирая внука с утра в школу. Она гладила его по голове, бегала между портфелем и одеждой вну­ка и причитала: «Куда же мы тебя отпускаем! Тебя же там це­лый день кормить не будут! Как же ты там один без меня бу­дешь!» И так каждое утро в течение месяца. Встречали мальчика из школы так, будто он только что вернулся живым с войны.

Родители мальчика заметили, что ребенок начал «бояться школы». Пришли за разъяснениями к директору. Та, поговорив, попыталась понять, чем так обижают мальчика в классе. Оказа­лось, что нет, не обижают. Всячески стараются поддержать.

Наконец из разговоров с ребенком узнали о домашних «ри­туалах прощания». Узнали и поняли, почему мальчик «боится

учиться». А как же не бояться, если любимая бабушка провожа­ет в класс, как на лютую смерть. Основную работу провели с бабушкой. Ее пригласили на целый день школьных занятий, она присутствовала на всех уроках, завтракала вместе со всем клас­сом, зашла в школьную раздевалку, медицинский кабинет, спор­тивный зал… Кстати, гордость мальчика не была уязвлена при­сутствием в классе бабушки. Ему пообещали, что он расскажет одноклассникам, что это его бабушка, только если захочет сам.

После этого дня бабушка поняла, что внук растет и теперь школа ему по плечу. Очень быстро прошли страхи и у самого ребенка.

Совет четвертый: помогите ребенку установить отно­шения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.

Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите с ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребен­ку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребен­ка домой, на простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей.

Не стоит «подкупать» внимание школьных товарищей ваше­го ребенка дорогими игрушками и одеждой. Так ваш ребенок не научится быть нужным другим сам по себе. Ваш сын или дочь может столкнуться с завистью и неодобрением одноклассников.

Не стоит впадать и в другую крайность. Семилетней девочке важно быть красивой не меньше, чем ее маме. Мальчик может по-настоящему страдать, сравнивая себя с другими, если он не в лучшую сторону будет отличаться от всех ребятишек. Даже ес­ли вы не можете часто покупать вашему ребенку новую одежду, в ваших силах позаботиться об аккуратном виде детских нарядов. Пусть «бывалый» джемпер старшего брата прохудился на видном месте. Нашейте на дырку яркий лоскут ткани, модный кармашек – и вашему сыну этот джемпер понравится.

Пусть юбочка будет укорочена так, как нравится вашей доч­ке. Пусть хвостики будут модными, а резиночки для волос – яр­кими. На вашего чистенького, аккуратного, ухоженного ребен­ка, одетого в симпатичную и удобную одежду, будет приятно смотреть. Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее.

Совет пятый: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни.

Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На про­тяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зре­ние, слух ребенка.

Если до этого вы не придерживались режима дня, то поста­райтесь мягко ввести его. Ваша дочь или сын нуждаются в регу­лярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и то же время.

Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Мы же сами не хотели бы, чтобы после прихода с работы нас тут же вынуж­дали возвращаться к производственным проблемам. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно, и для самого про­цесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и покоя. Хорошей помо­щью шестилетнему организму будет привычка к дневному сну. Это поможет ребенку мягко перейти от режима детского сада к более жесткому школьному режиму. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.

Совет шестой: мудрое отношение родителей к школь­ным отметкам исключит треть возможных неприятно­стей ребенка.

Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в при­ложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка. Вспомните своих одноклассников и друзей. Сколько успешных людей вы знаете, которые в школе совсем не числились среди отличников?

Школьная отметка – показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Называя ребенка «троечни­ком», мы словно приковываем его цепями к маленьким цифрам в его дневнике. Называя «отличником», сводим целую вселен­ную под названием «Человек» до оДного-единственного досто­инства. Хвалите ребенка за его школьные успехи. Помогайте со сложными предметами. Только помните, что никакое количест­во «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка.

В одной из школ учителя заметили, что очень ответственная и способная девочка начала хуже учиться. Ей не давались твор­ческие задания, задачки на сообразительность, устные ответы.

Девочка стала капризничать, бояться отвечать на вопросы учителя и однажды разрыдалась прямо у доски. Поговорив с ро­дителями, педагог выяснила, что мама девочки вернулась на ра­боту после долгого перерыва, сосредоточилась на карьере и на­чала требовать от дочки того, чего пыталась достичь сама.

Молодой менеджер требовала, чтобы девочка училась толь­ко «на отлично», жестко высмеивала за любые ошибки, ругала за четверки. В итоге желание учиться, развиваться и получать новые знания у ребенка заменилось стремлением удовлетворить мамины требования, получить пятерку. А тот кто боится сделать ошибку, просто не может хорошо научиться новому, выдвигать гипотезы и проверять их на практике. В результате требования мамы учиться «на отлично» привели к тому, что дочь стала ус­певать намного хуже, осложнили работу педагогам и перечерк­нули радость от учебы.

Маму девочки вызвал к себе директор школы. Ни в чем не обвиняя ребенка, он спросил у матери совет, как исправить по­ложение. Благожелательно постарался помочь. Объяснил, что отметки еще не являются критерием успеха. Направил и дочку и маму на консультацию в Центр психологической поддержки.

Ситуация постепенно изменилась к лучшему. Девочка стала опять хорошо, с интересом учиться. Довольная мама теперь по­стоянно и активно сотрудничает со школой. Ее энергия и орга­низационные способности помогли привлечь в создававшийся тогда Попечительский совет полезных для школы и компетент­ных людей, бизнесменов, в том числе и тех, чьи дети никогда не учились в данной школе.

Взрослые, все без исключения, всегда в душе безмерно рады успехам своих детей. Ради этих успехов они готовы пойти на очень многое. Так давайте же постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым малышом в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными! С помощью мудрых и доброжелательных педагогов, психологов и родителей ребенок быстро освоит этот новый, интересный мир. А школа и вы лично обязательно приобретете в лице друг друга друзей и союзников.

Наставления родителям первоклассников

1. Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен уви­деть вашу улыбку и услышать ваш ласковый голос. Не подго­няйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошиб­ки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

2. Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и если она вам плохо удается, это вина не ребенка.

З.Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школь­ного завтрака ему придется много поработать.

4. Ни в коем случае не предупреждайте на прощание: «Смот­ри не балуйся!», «Веди себя хорошо!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!»… Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, най­дите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.

5. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуе­те себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, выслушайте, это не зай­мет много времени.

6. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допыты­вайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил наедине. Кстати, всегда нелишне выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.

8. После школы не торопитесь сажать ребенка за уроки, надо дать ему два-три часа отдохнуть (а в первом классе хорошо бы полтора часа поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков – с 15 до 17 часов.

9. Не заставляйте первоклассника делать все уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минут­ные «переменки»; лучше, если они будут подвижными.

10. Во время приготовления уроков не сидите у малыша над душой, дайте ему возможность работать самому; но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, под­держка («Не волнуйся, все получится!», «Давай разберемся вме­сте!», «Я тебе помогу!»), похвала (даже если не очень получает­ся) – необходимы.

11. В общении с ребенком старайтесь избегать ставить усло­вия: «Если ты сделаешь, то…». Порой условия становятся невы­полнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

12. Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на до­машние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего для вас должны стать его дела, за­боты, радости и неудачи.

13. Выработайте единую тактику в семье, свои разногласия по поводу педагогических приемов решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психо­логом, просматривайте литературу для родителей, там вы най­дете много полезного.

14. Во время учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена рабо­тоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4-х классов), конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В это время надо быть особенно внимательным к состоянию ребенка.

15. Не отмахивайтесь от жалоб ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные пока­затели трудностей учебы.

16. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто гово­рим «Ты уже большой!» 7-8-летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятности, не выяснять отношений, не обсуждать завтраш­нюю контрольную…

Завтра новый учебный день, и вы должны сделать все, чтобы ребенок был спокойным, добрым и радостным. При желании можно прожить его без нервотрепки и нотаций.

Block title
Внимание!
Школьная жизнь
Наши коллеги!

Для автоматизации управления деятельностью школы используются программные продукты фирмы «1С»
Друзья сайта
  • Администрация г.Новотроицка
  • Управление образования г.Новотроицка
  • ИМЦ г.Новотроицк
  • МОАУ СОШ №2
  • МОАУ СОШ №3
  • СОШ №4 с. Хабарное
  • МОАУ СОШ №6
  • МОБУ СОШ №7
  • МОБУ СОШ №10
  • МОАУ СОШ №13
  • МОАУ Лицей №1
  • МОАУ СОШ №15
  • МОАУ СОШ №16
  • МОАУ СОШ №17
  • МОАУ СОШ №18
  • Гимназия №1
  • МОБУ ООШ №20
  • МОАУ СОШ №22
  • МОАУ СОШ №23
  • СДЮТур и Э
  • СЮТ Новотроицк
  • Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) Баннер информация о трудоустройстве выпускников Баннер мониторинг эффективности образовательных организаций высшего образования

    Copyright MyCorp © 2017