МОАУ"СОШ №5 с. Пригорное"
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Вход
Наши новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетившие сайт за текущий день

 Истоки.     Первые  поселенцы.

 1948  год.  Село  Пригорное  создавалось   как  подсобное  хозяйство  строящегося   металлургического  комбината  в  городе  Новотроицке  с  целью  обеспечения  продуктами  рабочих  развивающегося  города.  В  своей  деятельности  хозяйство  подчинялось  Министерству   металлургической   промышленности  СССР. Планировалось  хозяйство  организовать  на  землях  Степного  района  Актюбинской   области  Казахской  ССР,  находящегося  на  расстоянии  18  километров  от  города  и  железнодорожной  станции «Ново – Троицк». Всего  земли – 1779  га,  пашни – 452 га.,  земли  под  выпас – 50 га.,  участок  земли  в  2  га.  под  сады,  залежи – 24 га.   Ранней  весной  на  левый  берег  Урала  были  переправлены  пять  девушек: Улюшева  (Лапшинова)  Елизавета   Дмитриевна,  Дроздова (Зотова)  Анна  Ивановна.  Руденко  (Байдюк)  Галина  Фроловна,  Воронкова  (Янкина)  Елена  Павловна,  Шукшина (Барабанова)  Полина  Дмитриевна. Среди   бескрайней  степи  одиноко  стоял  домишко  табунщика  Тургумбаева  Сагантая,  а  рядом – вновь  выстроенная  база,  в  которой  и  поселились  новоселы.   Были  выстроены  саманная  база  и  конюшня.  Вскоре  валовник  (так  называли  девушки  базу)  стал  обживаться. В  одной   половине   появилось  шесть  пар  волов  - техника  того  дня,  другую  приспособили  под  жилье,  столовую,  магазин,  контору,  Красный  уголок.   Первые  борозды  плугом,  который  тянули  волы,  проложили  Брославцев  Павел   Михайлович  и  Ефимов  Петр  Васильевич.  Вспахали  и  засеяли  40  гектаров  земли,  посадили  помидоры,  огурцы,  картофель,  зерновые.  Все  работы  проводились  вручную, полив  был  бороздовой. Осилить  такой  труд  помогали  горожане,  да  и  новоселов  прибавлялось.  Приехали  семьи  Алимаевых,  Евлампьевых,  Пиняковых,  Баландиных.  Первые  жители  села:  Возновы,   Брославцевы,  Родновы,  Юрченко,  Выборновы,  Ефимовы,  Пимановы,  Лапшиновы,  Латышевы  (Мосоловские),  Применко.  Позже  приехали:  Ивкины,  Стороженко,  Зотовы,  Еремеевы.

1948 – 1949 годы.  «Суровой  была  зима.  Страшно  вспомнить,  как  и  пережили.  База  есть  база,  сколько  не  топи,  все  выдует.

 Света  не  было,  еле  мерцала  лампа – керосинка,  лишь  тоску  нагоняла  в  бесконечно  длинные  зимние  вечера.

 Где – то  совсем  рядом  жутко  выли  волки,  а  за  тонкой  перегородкой  мирно  вздыхали  волы,  пофыркивали  лошади. Поздней  осенью  и  зимой  волки  заходили  на  базу.  Тусклым  зимним  утром  начинались  дневные  заботы.  Город  дал  технику:  два  колесных  трактора  да  «Универсал».  Не  машины – утиль.  Но  люди  делали  невозможное.  Под  открытым  небом  они  готовили  свой  мехпарк  к  посевным  работам».  (Иванов А.В.  Рукопись.  Школьный  музей).

1949  год.  За  лето  выросла  первая  улица  (ныне  улица  им.  М. Горького).

Домишки  клали  из  земляных  пластов – дерна (целинная  земля).

Лето  выдалось  сухое,  знойное.  В  хозяйстве  было  два  колодца,  но  воды  не  хватало,  ее  возили  из  родника  бочками  на  быках,  и  была  она  на  вес  золота.  Водовозом  был  Стороженко  Николай  Григорьевич.

Днем  в  поселке  тишина,  все  на  работе,   а  к  вечеру  и  до  поздней  ночи  одни  переезжали  в  землянки,  другие  пристраивали  сенцы,  сарайчики,  рыли  погреба,  клали  печи.   Мазали,  белили.  К  осени  почти  все  переселились  в  землянки.

1951 год.  На  балансе  хозяйства  числилось  5  тракторов,  из   них  3  колесных.  Один  получен  после  посевной  1951  года,  остальные  старые,  довоенного  выпуска,  у  которых  общий  пробег  более  400  тысяч  километров.  Согласно  существующих  правил  в  то  время,  машины  подлежали  списанию  по  износу.

1951  и  1953  годы    были  засушливые,  а  в  мае  заморозки.   Погибли  зерновые,    овоще – бахчевые,  картофель  и  кормовые  культуры.

1952  год.  Отмечали  великое  событие:  установили  электростанцию.

Первым  механиком  и  электриком  был  Ефимов  Петр  Васильевич,  а одним  из  первых  водителей  на  селе  был  Лапшинов  Николай  Васильевич.   У  землянок,  где  появился  радиоприемник  «Москвич»,  было  столпотворение.  Вечером  слушали   новости  из  столицы.

Читать дальше  http://school5p.ucoz.ru/5.doc




Block title
Внимание!
Школьная жизнь
Наши коллеги!

Для автоматизации управления деятельностью школы используются программные продукты фирмы «1С»
Друзья сайта
  • Администрация г.Новотроицка
  • Управление образования г.Новотроицка
  • ИМЦ г.Новотроицк
  • МОАУ СОШ №2
  • МОАУ СОШ №3
  • СОШ №4 с. Хабарное
  • МОАУ СОШ №6
  • МОБУ СОШ №7
  • МОБУ СОШ №10
  • МОАУ СОШ №13
  • МОАУ Лицей №1
  • МОАУ СОШ №15
  • МОАУ СОШ №16
  • МОАУ СОШ №17
  • МОАУ СОШ №18
  • Гимназия №1
  • МОБУ ООШ №20
  • МОАУ СОШ №22
  • МОАУ СОШ №23
  • СДЮТур и Э
  • СЮТ Новотроицк
  • Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) Баннер информация о трудоустройстве выпускников Баннер мониторинг эффективности образовательных организаций высшего образования

    Copyright MyCorp © 2017